В МДСТ с успехом проходит выставка ТСПХ «Кольцо Соломона» в рамках международного проекта «Мы вместе». Куратор Надежда Лебедева. На открытие выступила директор МДСТ Ирина Телеснина, которой ТСПХ выражает огромную благодарность за помощь в организации выставки. Искусствовед Ольга Петрова отметила, что представленные работы разнообразны, преимущественно философичны, отражают поиск художниками ярких средств самовыражения. Выставку можно посмотреть до 16 сентября включительно. Адрес: метро Новокузнецкая, Б.Овчинниковский пер. 24 стр. 4
О нашей выставке в интернет-журнале «Посольская жизнь»
Мы получили две рецензии на нашу выставку
Проект Надежды Лебедевой «Мы вместе!» принял в себя самый интеллектуальный извод абстракционизма — классический геометрический абстракционизм, начавшийся с Чёрного квадрата Малевича!
Я считаю, что на прошедшей в МДСТ Московском доме самодеятельного творчества (директор Ирина Телеснина) коллективной выставке ТСПХ «Кольцо Соломона» были представлены лучшие образцы этого течения классического модернизма, которому ровно сто лет — Татьяна Малюсова, Людмила Коледина, Надежда Лебедева, Искан.
Искандер Ильязов, Академик, профессор Петровской академии наук и искусства
И вот рецензия искусствоведа Ольги Петровой
Москва. Вернисаж выставки «Кольцо Соломона» в МДНТ. Художественное объединение «Мы вместе». Автор идеи и куратор Надежда Лебедева. Представленные работы разнообразны, преимущественно философичны, отражают поиск художниками ярких средств самовыражения.
«Кольцо Соломона». Таково название яркой, многоплановой выставки, проходящей с 12 по 17 сентября в Московском доме народного творчества (автор проекта и куратор Надежда Лебедева).
Мифическое кольцо Соломона, легендарного библейского царя, сейчас часто воссоздаётся ювелирами. Триада изречений, по ходу жизни царя, появлявшаяся на нем: «Все пройдет» — «И это пройдет» — «Ничего не проходит» — своего рода философия жизни. Это и успокаивает, и вразумляет, и настраивает на философский лад. В то же время – это ключ к широкому осмыслению Бытия и мироздания, в самых разных проявлениях, что и стало основой экспозиции данной выставки: разнообразие сюжетов, космичность их осмысления и неизменная философичность.
Первое, что привлекает внимание и радует – это яркость работ, их эмоциональность. Попадаешь в мир красочности и радужности. Второе, что заслуживает внимания – это разностилевость работ, своеобразный срез современных подходов к произведениям изобразительного искусства. От абстракции до утонченного реализма. Это всегда интересно, поскольку однообразие утомляет.
С именем великого царя непосредственно связаны три картины Надежды Лебедевой: «Храм Соломона», «Жены Соломона» и «Копи царя Соломона». Абстрактные композиции фиксируют внимание на основных моментах его жизни. Он возвёл первый монотеистический храм на Храмовой горе, превзойти который смог лишь Юстиниан в V веке н.э., построив Собор Святой Софии в Константинополе. Строгий геометризм детища Соломона передает чётко структурированная работа Лебедевой. «Копи царя Соломона» яркими цветовыми сочетаниями и лучезарностью отражают тему несметных богатств царя. «Жены Соломона» — тему многочисленности гарема, в котором каждая супруга пыталась оказывать на царя влияние. Отсюда единение плавных, пастельных тонов женственных плоскостей и линий.
Абстракционист Искан (Искандер Ильязов) представил две работы: «Кристалл любви» — красно-оранжевый овал неправильной формы на чёрном фоне как отражение любовных страстей царя, зафиксированных в «Песне песней» (все, конечно, помнят замечательную «Суламифь» А.Куприна, повествующую о великой любви молодого царя) и работу «Соломон», в которой отражен сложный жизненный путь царя и его противоречивая натура. Композиция работы многоуровневая. Здесь много золота, плавные линии перемежаются с вкраплениями из синих полос: полосы здесь как ступеньки, шаг за шагом; год за годом…
Иосиф Арбисман обращается непосредственно к символическому изображению таинственного кольца. Поле картины, многоцветное, сияющее, полнится магическими символами – пентаграмма, звезда Давида, свеча, полумесяц и т.д. — и напоминает мозаику из драгоценных камней.
Небольших размеров картина Елены Кругловой «Воспоминание о Соломоне» – залитое солнечными лучами поле и черная, показанная через контр освещение, величественная фигура царя… Смотрится впечатляюще и может быть гораздо большего размера.
Работа Виктора Вьюгина «Дар царицы Савской» также связана с темой Соломона. Как известно царица была одной из претенденток на место жены. Она приехала с богатыми дарами. Плод физалиса напоминает и золотой шар, и необычного цвета жемчужину, воспринимается как символ богатства, роскоши. Но, по легенде, царица и уехала с бесценным даром – зачатым от царя сыном. Очень эффектно смотрится золотистая оболочка плода с сияющим шаром внутри на ярко синем кобальтовом поле.
Этому же художнику принадлежит и еще одна работа, связанная непосредственно с темой кольца Соломона: «Все, перемелется», философический натюрморт с воспринимающейся как символ течения времени кофемолкой
«И это пройдет». Картина Мананы Сударовой также одна из ключевых в осмыслении заповедей Соломонова кольца: трогательный образ сидящей на подоконнике девочки со сломанной ногой, резвящиеся на поляне за окном дети, её сверстники…Грусть девочки передаётся и зрителю, но ведь и это пройдёт…
Осмысление глобальных жизненных процессов – существеннейшая линия экспозиции выставки. Татьяна Малюсова представила две работы из цикла «Путь»: указатель со знаком прямо и два варианта движения жизни – ровный, устремлённый к точно поставленной цели, и извилистый, предрекающий противоречивое непредсказуемое течение…Еще одна картина этого автора называется «Покой» и символизирует состояние гармоничности и сбалансированности.
Алла Апарова создала для выставки работу «Бесконечность жизни», в которой лейтмотивом выступает образ дороги. И еще храмы. Разрушенные и выдержавшие напор времени… Вечное движение и незыблемость веры.
Анна Павлова на полотне «Мгновения веков» зафиксировала через образы архитектуры движение эпох. Работа очень привлекательная, яркая. На другой картине – «Космический хоровод» художник оригинальным образом сочетает парад искрящихся планет и мотив жемчужного кокошника, обрамляющего планету Земля. Работа в целом декоративная, но при этом неожиданная, удивляющая…
Серия интригующих, многозначительных фотокомпозиций Евгения Жиляева носит название «Связь времён». Представлены две части: «Прошлое» и «В настоящем». Прошлое объято разрушительным пожаром, а настоящее зарешечено, хотя и изящной решёткой. Картина довольно пессимистичная, хотя, несомненно, эти работы требуют индивидуального осмысления.
Движение природных циклов отражено в триптихе Татьяны Сорочан «Жизнь»: Утро. День. Вечер. Бирюзовая морская стихия, почти спокойная утром, постепенно оживляется и вечеру становится штормом. Можно соотнести это с этапами человеческой жизни: безмятежность детства, противоречия и проблемность зрелости и отчаяние старости.
Есть здесь и работы, отражающие космические процессы: «Знаки космоса» Юлии Комовой и «Устройство мира» Ольга Бавыкиной. Первая работа строится на сочетании диагональных плоскостей коричневого и бирюзового цветов и вращающихся золотистых светил. Выглядит маняще, загадочно. Да и просто красиво. Вторая работа – это диптих, но именно в целостном виде передаёт картину космического взрыва, приведшего к сотворению галактики. В центре – огненное свечение, из которого произрастают шаровидные планеты. Зарницы освещают асфальтово-темное пространство вселенной. Рождается ощущение масштабного процесса…
Представление о сложности мироздания передают и работы Людмилы Колединой «Время» и «Пять элементов». Символом времени выступают циферблаты часов, окутанные мистическим туманом. Пять элементов не так-то просто отыскать. Очевидно, что есть земной шар, созвездия, солнечный диск, звезда Давида и крест. Но, возможно, я не всё увидела. Обе работы интригуют, заставляют всматриваться и осмысливать изображённое.
Художник ЛучЭзора также представил две работы на тему времени и сущности жизни: «Хранитель времени», где на фоне земного ландшафта мы видим стеклянные песочные часы, в которых сокрыты моменты прошлого. В работе «Природа бытия» в круговой композиции мы видим профили мужчины, женщины и ребёнка. Их волосы, сплетенные с кроной дерева в верхней части, органично переходят в ствол, а потом в корни дерева. Мысль вполне ясна. Но работа еще и ярко декорирована блестящими стразами, что несомненно привлекает внимание.
Представлены здесь и работы, посвященные состоянию человеческой души. Это и утонченная «Меланхолия» Екатерины Антроповой, и экспрессивные картины Ольги Мочаловой «Защита чёрных птиц» и «Предопределённость». А также очень нежная композиция «Сердце мое. Возвращение к себе» Светланы Субботиной. Уже сами названия позволяют судить о том, что отражаются разные аспекты духовного состояния. Опустошенность и пассивность в первой картине, ощущение опасности, тревоги и даже безнадёжности во втором случае, и гармоничность процесса обретения себя в третьем.
Мысль о том, «что наша жизнь Игра» передает работа Раисы Пружевской «Театр жребия», в которой действующими элементами становятся кисти рук на фоне занавеса, белая и красная, готовые поймать свой жребий, свою судьбу. Еще одна работа этого художника представила образ инфернального черного кота с горящими всевидящими глазами.
Радует глаз своей яркостью и оптимизмом работа Сюзанны Мхитарян «Сады Иды» с прекрасной девушкой-цветком, неразрывно слитой с цветами. Заставляет восхищаться изысканными цикламенами одноименная работа Арины Третьяк. Самые радужные эмоции вызывает и тонкий, тщательно выписанный, абсолютно реалистический пейзаж Ашота Шагиняна «Божественное творение природы». Становится очевидным, что и реализм бессмертен и может вызывать самый живой отклик.
Пётр Лабузов выступил на этой выставке сразу в трёх жанрах: скульптура, рельефы-коллажи и живопись. Скульптурные произведения выдержаны в традициях авангарда, выполнены с поразительной изобретательностью и фантазией. Коллажи-рельефы – изобретение Петра. Здесь к живописному ровному фону прикрепляются металлические объекты. Получается очень эффектно. Так один из рельефов называется «Сахара». Здесь фон песочный, а однотонный темный обьект – фигура воина в доспехах – кажется иссушенной зноем. Живопись Петра всегда минималистична, с яркими цветовыми сочетаниями и специфической декоративностью. В работе «Олоферн» главным героем выступает гордо идущая по жизни Юдифь. Голова Олоферна показана посаженной на кол, в шлеме и с крылышками. И действительно, он ведь жертва. В работе «Похищение Европы» героиня показана спящей на спине плывущего белого быка (Зевса). Здесь доминирует красный цвет. Красный фон, красная вода, красные глаза быка, красные губы чёрной Европы… Все это совершенно нестандартно.
Ну и еще одна необычная работа из экспозиции. Рельеф Татьяны Быковой «Туманный цикламен или Где рождается сказка», выполненный в форме тондо, т.е. вписанный в круг и составленный из фигурок симпатичных животных, прекрасным мастером по изображению которых является автор. На лепестках раскрывшегося цветка расположились ежики, а из его сердцевины показалась голова белой лошади. Такие вот чудеса.
Несомненно, что выставка получилась интересной, заслуживающей внимания.
Ольга Петрова, кандидат искусствоведения, профессор, член-корреспондент Международной академии информации и информационных технологий (Москва)