Инвестиции в сферу изобразительного и декоративно-прикладного искусства всегда отличали представителей аристократии и финансовых элит от рядового обывателя. Это связано не только с высоким уровнем образования и желанием произвести впечатление, украсить быт, но и с потребностью сохранить свободные средства от инфляционных процессов. Инфляция характерна для всех эпох и всех денежных систем. Государства распадаются, компании лопаются, магнаты разоряются, дворцы и земли конфисковываются. Но произведения искусства не только не утрачивают свою ценность, но и повышают ее, обладая зачастую незначительными габаритами и весом, удобны как для транспортировки, так и для сокрытия. В эпоху войн, гражданских конфликтов и финансовых кризисов произведения искусства становятся уникальным и порой единственным средством сбережения капиталов. Русская аристократия и купечество не могли забрать свои имения и дома, фабрики и магазины, но могли увезти свои коллекции живописи, нумизматики, филателии, ювелирного искусства и им подобные активы. Потребовалось время, чтобы крестьяне и рабочие поняли их ценность и осознали – что было упущено в годы революций и гражданской войны. Если не было возможности вывезти собрания, их можно было скрыть. Но будучи скрыты, они не утрачивают ценности. Нужно учитывать, что в свободном обороте количеств антиквариата не растет, а убывает, выпадая из него в музейные собрания. Современные технологии также не прибавляют объем предметной базы аутентичного происхождения, рынок подделок растет и множится. Вскрыть имитацию возможно не всегда. Технические средства порой не могут определить время создания предмета исследования. А аутентичность авторства становится иллюзорной без документированного провенанса. Даже специалист может быть введен в заблуждение. Если не хуже того – просто куплен.
В современном мире наиболее актуально и адекватно стало инвестирование в современного, живого автора. Это позволяет гарантировать подлинность произведения. Принять участие в котировочном росте Актива. Рост ценности современного искусства зависит не только от потенциала художника, но и от правильной работы с рыночными инструментами. Немногие, заявляющие себя специалистами в сфере арт-рынка, в действительности обладают необходимыми знаниями, опытом и профессиональными навыками анализа. В большинстве случаев они не более чем торговые агенты. Необходимо понимать, что галерист и арт-консультант решают различные профессиональные задачи и имеют изначально разные цели. Галерист реализует объект. Арт-консультант проводит анализ этого объекта, не являясь прямым выгодоприобретателем от конкретной сделки. Первый второму не товарищ. Арт-консультант обязан стоять на стороне инвестора и не только защищать его интересы при покупке произведения, но и оказывать инвестору помощь и информационную поддержку в создании условий роста актива. Галерист, неся функцию торгового посредника, заинтересован в конкретной продаже, что не должно осуждаться или нивелировать его вполне законную и необходимую арт-рынку работу. При этом и первый, и второй несут важнейшую функцию и ответственность перед создателем произведения и покупателем, являясь связующими звеньями и двигателями процесса. Также важнейшим звеном в этом процессе являются аукционы, кроме благотворительных. Благотворительность – дело прекрасное, но к нашей теме отношения не имеет. Аукционные дома являются чрезвычайно нужным и востребованным инструментом зарубежного арт-рынка. Во-первых, аукционный дом осуществляет проверку произведения на законность права обладания им продавца. Во-вторых, он осуществляет процесс свободной конкуренции покупателей, что способствует объективности роста котировочной стоимости. Он же осуществляет реализацию, гарантирует покупателю законность приобретения и его документальное подтверждение. Необходимо приветствовать развитие аукционных домов в России как инструмента арт-рынка и стремиться к включению их в пространство международных взаимосвязей. К сожалению, в настоящее время эта лакуна не заполнена по ряду объективных причин, вызванных фрагментарностью развития российской экономики.
Профессия арт-консультанта молода, но уже сформирован ряд важнейших принципов, определяющих эффективность и финансовую обоснованность этой трудной, интеллектуально насыщенной работы. Он должен быть компетентен в вопросах: техническо-материальной базы создания произведения искусства; принципов и скрытых механизмов арт-рынка; анализе информации в сферах инвестирования и коммуникации; обладать навыками юридического сопровождения сделок и владеть знаниями в сфере искусствоведения и художественного творчества. Разумеется, он должен обладать тренированным взглядом и развитым вкусом. При условии владения вышеперечисленными компетенциями, он может не только содействовать инвестору при покупке произведений искусства, но и организовать для объекта инвестиции схему создания условий роста актива.
Для инвестора необходимо понимание сложности организации процессов на арт-рынке, их не формальности и свою не компетентность. К сожалению, инвестор (покупатель) зачастую переоценивает свою осведомленность, основываясь на не применимых в этом пространстве и процессе опыте. Стремясь экономить на профессиональном специалисте, он неизбежно становится игрушкой в руках профессионального продавца. Много случаев, когда инвестор через некоторое время отказывается от сотрудничества с профессиональным консультантом, полагаясь на ложное чувство своей личной компетентности. Те, кто раньше не спешил подсовывать подделку, ждут этого момента и спешно реализуют неликвид. Также нужно понимать, что PR на рынке искусства является инструментом создания бренда; при прекращении финансирования процессы роста затухают или сходят на нет, в случае необъективной ценности активов. Но в любом случае инвестор в произведения искусства является обладателем реально существующего имущества, в отличие от инвесторов в финансовые активы. Он гарантирован от денежной инфляции, обрушения цены акций, банковских кризисов, бегства кассиров и хакерских атак. При условии правильности фиксации сделок и работы его агента с провенансом произведения, он может пострадать только от нарушений условий хранения или стихийных событий. Первое решаемо техническими средствами, второе решается правильным и своевременным страхованием собрания и его отдельных предметов.
Одним из важнейших условий является наличие или создание провенанса произведения. Провенанс – это история происхождения произведения, законности передачи и права обладания произведением, история его реализации и котировочного роста. Можно купить Рембрандта, но оказаться с неликвидным криминально опасным объектом. Никто не гарантирует, что это произведение сменило хозяина законным образом, не было снято со стены музея или частного дома как трофей Германского рейха, а затем не стало трофеем Советского генералитета. Эти вещи не проходили правильной юридической очистки и натурализации. Являясь объектом национального достояния, они будут находиться в бессрочном розыске и подлежать конфискации в пользу национальных собраний или законных правообладателей. Поэтому необходимо заботиться о чистом провенансе своих собраний.
Опасно доверять экспертным заключениям без анализа их подлинности, аутентичности происхождения и актуальности в настоящий момент. Эксперт может отказаться от мнения об авторстве и подлинности произведения на следующий день после подписания экспертного заключения как по объективным причинам, так и просто утратив мотивацию. Современное искусство имеет больше гарантий аутентичности. Можно обратиться к живому автору.
В современном мире нет однозначных гарантий. Но есть профессионалы, которым репутация дороже, чем сиюминутная выгода. Их немного, но они точно есть.
Президент International Academy of professional Art
Председатель правления Творческого союза профессиональных художников
Вице-президент Alliance Rusi-Franse
Академик IAPA, IRAF
Главный редактор журнала «Артковчег»
a.p.a. Иван Игнатков