ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ В ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Вдохновившись стилистическими поисками  кубизма и футуризма, передовые художники с середины 1910-х годов  начали писать  нефигуративные картины, состоящие из чистых форм, которые теперь известны как геометрическая абстракция.

Кубизм разбивал объекты на составляющие их формы, а футуризм передавал движение в пространстве, и эти модернистские течения порвали с иллюзионистской перспективой, которая царила в живописи с эпохи Возрождения. Геометрическая абстракция пошла дальше кубизма и футуризма, полностью исключив узнаваемые ссылки на окружающий мир.

Казимир Малевич с 1915 года  стал создавать композиции из чистой формы и чистого цвета, например,  черный квадрат, и супрематические композиции из геометрических  форм, парящих в пространстве. Малевич стремился освободить искусство от материального мира. Одновременно Пит Мондриан пришел к своему стилю, и его картины, состоящие из  прямоугольников основных цветов в решётке, тоже не имели ничего общего с традиционной иллюзионистской живописью. Василий Кандинский, наряду с упомянутыми выше художниками являющийся основателем всего абстракционизма, с 1920-х годов активно обращался к геометризму.

В начале двадцатого века художники-модернисты отошли от буквальной передачи окружающего мира и от фигуративного изображения вообще, и вместо этого стали создавать работы, которые не соответствовали визуальным явлениям в реальном мире. Они стали полагаться на классическую  евклидову геометрию: квадраты, треугольники, круги, плоскости и острые углы. Эта геометрическая тема нашла выражение  в картинах, скульптурах, тканях и других формах искусства: геометрическую абстракцию можно увидеть в таких направлениях в искусстве авангарда начала двадцатого века как супрематизм, конструктивизм, де Стиль и кубизм, а также в прикладных искусствах, таких, как мебель и архитектура Баухауса.

С 1940-х годов строгие геометрические формы в качестве основы для своих работ использовали, например,  Джозеф Альберс – ученик Кандинского и последователь Малевича, и Эльсуорт Келли, при этом принцип создания их произведений кардинально  отличается от картин Джексона Поллока и других абстрактных экспрессионистов, который основан на акционизме при их создании.

Геометризм в изобразительном искусстве родился в России и Западной Европе и расцвёл в США,  а с 2010-х годов большинство геометристов творят в основном в таких странах как Испания, Франция, Нидерланды, Бельгия, Италия и Германия, где проходят их профильные выставки.

В современной России геометрическая  абстракция  не получила распространения, несмотря на то, что Россия является колыбелью этого направления в лице его основоположников —  Малевича и Кандинского, и что  первое программное  произведение всей мировой  абстракции — Черный квадрат — было создано в России, и является классическим образцом геометрической абстракции. Если считать геометрическими абстракционистами тех художников и скульпторов, кто за последние пять лет участвовал в выставках, и у кого подавляющая часть  творчества относится к этому направлению, то таких в России  насчитывается не более 50 человек. Наиболее широко известными в этом узком круге являются представитель мейнстримного геометризма Александр Юликов  и последователь Кандинского в трехмерных и двухмерных медиа,  президент Союза абстракционистов России Сергей Куприянов.

Автор: Искан (Искандер Ильязов)

Справка.

Ильязов Искандер Сабитович, творческий псевдоним Искан.

Член Творческого союза профессиональных художников (ТСПХ) и Союза абстракционистов России (САБРОС).

Искан пишет эмоциональные геометрические абстракции маслом на холсте. Яркие и наполненные положительной энергией картины «Солнечного Искана» несут людям гармонию, радость, счастье и доброту.

Академик (действительный член) и профессор изобразительного искусства Петровской академии наук и искусств (Санкт-Петербург). Академик (действительный член) Российской академии народного искусства (Москва).  В 2018 году и в 2019 году включён в справочник  Who’s Who World Edition.

В списке Iskan за 2016-2020 год 90 выставок в Берлине, Венеции, Каннах, Милане, Минске, Москве, Ницце, Нюрнберге, Париже, Санкт-Петербурге и Флоренции, в том числе 71 коллективная и 19 персональных, включая 5 персональных выставок за рубежом и 6 персональных в музеях.

Картины Iskan находятся в частных коллекциях в  Виндзоре и Лондоне; Берлине и Кёльне; Минске и Монако; Москве и Санкт-Петербурге; Голливуде и Лас-Вегасе; Каннах и Париже.

Адрес электронной почты iskanartist@gmail.com

Сайт www.iskan.info

Facebook Iskan Ilyazov https://www.facebook.com/iskanartist

Instagram  https://www.instagram.com/iskanartist/