Выставка «Новый символизм в искусстве Giovanni»

Музей Серебрянного века, проспект Мира,30 (дом Брюсова)

3 октября — 1 ноября 2019

Для символизма характерно «балансирование» между формой и схемой. Это отражает порыв к духовным сущностям потустороннего мира.

Иконографическая схематичность проявляется в процарапывании поверхности доски, чёрных или белых контурных линиях. Выделенные таким образом сооружения возвращаются на стадию проектного чертежа. «Чертёжная» схематичность уводит в тень второстепенный фоновый мир, выделяя живописность главных персонажей. Это придаёт незаметным с первого взгляда персонажам общеисторическое значение.

Носителями символа являются и локальные цвета: огненный красный и благородный чёрный, и любимое китайцами сочетание синего, зелёного и золотого. В сочетании плотности серебра и меди и зыбкости сангины и мела отчётливо слышится чистота колокольного звона. Роль цвета особенно ощутимо проявляется при переходе конкретного в абстрактное.

Абстрактной живописи присуща музыкальность как «дисциплина формы» (по Морису Дени). Художественный материал выражает законы, действующие в стуктуре всякого вещества. Главный же закон, определяющий свойства веществ, это и есть «застывшая музыка». Абстрактная живопись — только-только застывшая, ещё горячая и не перетекшая в форму музыка. Статичность линий противопоставляется беспорядочной динамичности.

Повседневные вещи и явления наполняются символическим смыслом, ассоциируясь с персонажами и событиями литературных произведений.

Не очевидный смысл заложен в «игру» важного и второстепенного, большого и малого мира. Зрителю предлагается найти скрытый подтекст, а иногда только почувствовать смысловое наполнение картины.

Скрытая реальность сопутствует очевидной. Поиски иной реальности приводят к декоративизму, а граница между скрытым и очевидным — к чередованию «натурализма» и декоративизма. Парафразы картин Клода Моне противопоставлены объективной реальности и её «научным» описаниям.

Чувства, эмоции и факты собственной жизни находят символическое отражение в автобиографических картинах. Древнеиндийский филосовский текст сопровождается атрибутикой ухода за беспомощными стариками, процесс которого — неиссякаемый источник знаний, дающих пищу для размышлений о жизни и смерти.

Образы мастерской художника символизируют осмысленную, достойную благодарности жизнь.

Giovanni