Банальные факты физиологии творчества.

Создание произведения художником (в широком смысле) является творческим актом, совершаемом в изменённом состоянии. Вхождение в изменённое состояние характерно для подавляющего большинства художников и по физическим ощущениям аналогично длительному и глубокому медитативному состоянию. Художник входит в него не более чем через 10-15 минут от начала творческого процесса. Это состояние проявляется в образовании своего рода занавеса покрывающего художника и изменяющего работу органов чувств, чувства времени, восприятия пространства. Так же изменяются объективные показатели глубины дыхания, артериального давления и  сердцебиения. Предполагается, что эти изменения, способствующие созданию произведения искусства, связаны с активизацией химических процессов работы мозга, а именно гормональным выбросом нейромедиаторов, по-видимому, эндорфина и серотонина,  имеющий, можно сказать, оглушающий эффект. Этот выброс является актом поощрения, поскольку мы можем предположить необходимость решения трудных задач физиологической потребностью деятельности мозга. Художник создаёт не существующие до окончания работы объекты, с постоянным изменением многочисленных параметров, их выявлением и анализом. Сложность стоящей перед художником задачи требует совершение мозгом многочисленных аналитических операций. Можно сравнить творческую работу художника с решением математической задачи, не имеющей не только формального решения, но и характеризующейся постоянно изменяющимися переменными и условиями.  Окончательное решение поставленной задачи лежит прежде всего в интуитивной сфере. С этим связана внутренняя неудовлетворённость художника своими произведениями, поскольку творческий процесс по сути бесконечен. Так же именно с этим связано то, что многие молодые авторы перепахивают свои произведения, перегружают визуальный ряд и хаотизируют изображения, в  связи с неумением контролировать своё изменённое состояние. Контроль над возникающим эффектом  достигается в процессе накопления профессионального опыта художника. Однако именно профессиональный опыт является своего рода ограничением творческого процесса и ведёт к творческой стагнации.  Конечно, художник может и должен совершать сверхусилия сознания и преодолевать  сформировавшиеся паттэрны. Это и является творческим ростом. Наличие творческой идеи и её философское осмысление позволяют автору сформировать фундамент творческого процесса или, правильнее определить, — взлётную полосу. Именно поэтому заказные работы наиболее удачны у не самых одарённых авторов, поскольку не выстраданные задачи значительно упрощают интеллектуальные усилия. В противовес этому наиболее удачные работы настоящих мастеров исполняются без формального внешнего заказа и характеризуются уникальностью идеи и создания. Техническое или, правильнее сказать, профессиональное оснащение автора художественными приёмами, знаниями по материаловедению и т.д. значительно способствует решению поставленных творческих задач. При условии, если автор свободен в их применении, не зациклен на узком выборе из многообразия творческих инструментов. Нужно отметить, что сложности реалистического решения  произведения и формального подхода, в своих высших проявлениях, равноценны по интеллектуальным затратам. Формализация изображения, осмысленное искажение реальности формируют авторский почерк художника и являются признаками уникальности таланта.  Признаками его изначальности, а не факту дрессуры. В последнее столетие развития изобразительного искусства поиск своего пути является основной задачей художника. Несмотря на аналогичность физиологических процессов мозга, многообразие создаваемых произведений говорит нам о неограниченности творческого потенциала человека как биологического вида. Но именно это многообразие осложняет взаимодействие творца и социума, который, прежде всего, стремится к упрощению восприятия. Это противостояние часто приводит к отторжению художника социумом, к стремлению социума загнать художника в бытовые рамки посредственности. По этой причине государство, как социальный институт, близоруко, поддерживает только комплиментарное для него искусство. В редких случаях на вершине власти оказываются действительно великие умы, тогда и возникает смычка великого искусства и великого правления. Возвращаясь к физико-химическим закономерностям творчества необходимо признать невозможность остановить творческие процессы, так как они связанны не с внешним воздействием на художника, а прежде всего с химическими процессами работы мозга человека и изначально генетически заложенного в нас потенциала творца. Противодействие этим процессам путём секуляризации, построению по росту или иным насильственным путём ведёт к физиологическому отрицанию навязанных художнику социальных рамок. Более того, можно утверждать, что наиболее одарённые авторы являются наиболее свободными индивидуумами в обществе. Творческая деятельность для человека является физиологической потребностью обусловленной физико-химическими закономерностям работы мозга. Остановить их можно только сломав их химическим путём, уничтожив личность художника. Явным примером этого стал опыт советских творческих союзов, сгубивших сотни талантов. Ярких художников в лучшем случае выдавливали из социума, но чаще буквально уничтожали их провокациями и доносами. Не надо повторять ошибки. Посредственность в искусстве крайне опасна, поскольку агрессивна. Осознавая свою ущербность  по сравнению с творцом, посредственность имеет только один шанс к личному благополучию, а именно уничтожение более одарённых конкурентов. В этом и заключается основная проблема физиологии творчества. Бездарность может быть успешна, только проявляя свои животные характеристики. Но даже ущемлённый и загнанный в маргинальное пространство талант создаёт произведения намного порядков превосходящее квазишедевры по психо-эмоциональному воздействию на зрителя. Маленький рисунок простым углём, созданный талантом, оказывает на зрителя более значимое воздействие, чем колоссы и истуканы по сиюминутному заказу. В выстраданности идеи, в борьбе с задачей рождается искусство руками творца-пассионария, оно же умирает и утрачивает свою значимость, оказываясь в руках посредственного приспособленца. Подлинное искусство произрастает только из таланта свободной личности. Рабы не способны к творению, только к повтору. Отклонение от заданных схем для раба невозможно, по сути. В завершении, подводя итоги, повторим – творчество является физиологическим процессом, изначально заложенным в геноме человека и запускаемым, при определённых, обусловленных развитием индивидуума обстоятельствах. Попытка уравниловки в искусстве не осуществима без уничтожения личности творца.

Президент International Academy of professional Art

Председатель правления Творческого союза профессиональных   художников

Вице-президент Alliance Rusi-Franse

Академик IAPA, IRAF

Главный редактор журнала «Артковчег»

a.p.a. Иван Игнатков